Сентябрь 2017. Путешествие-экспедиция в Грузию и Армению

Дневник поездки.

12 сентября 2017г.

Вылет из СПб. Вылетаем ночью, но все встречаемся бодрыми, веселыми в ожидании долгожданной поездки. Упаковываем вещи по уже традиционной технологии с использованием секретных приемов с пленкой и скотчем 🙂 и в полет!

12.00. Тбилиси нас встречает…традиционным грузинским танцем, музыкой, фуршетом, сказочным угощением: тарталетки из шоколада со свежими фруктами!!! А девушки еще в дополнение получают по белой розочке! Чудеса начинаются 🙂 Вспомнилась Исландия, когда по пути в Рейкьявик, в Копенгагене, в аэропорту нас встретил Санта из Японии. Конечно, оказалось все прозаичнее: встречали Диброва и Астахова, которые летели с нами одним рейсом, а поздравление было для жены Астахова, но мы были счастливы от первого знакомства с Грузией!

Пока мы наслаждались праздником, приехала и наш проводник по Грузии Лаура. Как она объяснила: «Грузины всегда немного опаздывают 🙂 , так как не торопятся, главное — все должно быть естественно», (потом мы часто вспоминали это слово) 🙂 Все сложилось прекрасно!

А мы в путь; знакомство с водителем, нашим домиком на ближайшее время (микроавтобусом). Заехали в Тбилиси, забрали часть нашей группы, теперь все вместе 🙂 и отправляемся в Мцхету — древнюю столицу Грузии, со множеством очень древних памятников культуры, в основном церквей начала нашей эры… Поражает, что все сохранилось практически в первозданном виде…

Обедать мы останавливаемся на берегу Куры, в кафе. И опять особенности: когда мы все стали увлеченно расспрашивать и заказывать каждый на себя, я увидела удивленное лицо официанта. А потом Лаура, отведя меня в сторону, сообщила что так не принято! В Грузии принято все заказывать на общий стол, оплата идет одним чеком. Вот и особенности… Обед был вкусный!!! И обильный ) Особенно в компании друзей и настоящего домашнего вина )

Мцхета… удивительный город-памятник, живой и мудрый…Первые фрукты Грузии: арбуз, персики… чурчхела 🙂 …

Подарки-сувениры нашим проводникам, не выдержали и, переполненные эмоциями и ожиданиями, подарили сразу 🙂

Ночь в гостевом доме, кто-то в номерах, а я на балконе, под звездами, с видом на освещенные храмы города…

Теплая, полная надежд и ожиданий ночь …

13 сентября 2017г.

С Добрым утром! Сегодня нас ждет Сванетия! Удивительная, загадочная часть Грузии, совсем недавно стала открытой для туристов. Но путь неблизкий. Утром завтрак традиционной кашей) Перед выездом пришлось решать несколько неожиданно появившихся вопросов, но гид — Лаура смогла несколькими звонками прояснить ситуацию и мы в путь! По дороге мы заезжаем к Маме Лауры и получаем удивительный букет радости, подарков, теплых улыбок) Фото с гранатовым деревом с плодами, вкус винограда с лозы… И это только начало дня! Оказывается, каждый регион Грузии отличается как по климату, так и по блюдам и решили дегустировать в каждом самое интересное. Это были и сладкие лаваши с изюмом, только что из печи, и арбузы, дыни, которые нам не только продали, но и еще устроили дегустацию прямо на дороге! Искренняя благодарность! С удивлением узнали, что в Грузии жители Кутаиси всегда считались «Ворами в законе», другими словами самые уважаемые воры и переговорщики, «если у вас проблема: ее всегда решат в Кутаиси…» вот так… По дороге заезжаем Зугдиди. Пока все смотрят замок-крепость 15 века, мы с Лаурой быстро едем на рынок и покупаем все первой необходимости, нас ждут горы!

Уже в сумерках приезжаем в Местию… вокруг снежные вершины, на склонах гор раскинулся город. На вопрос «а где-же встать» наш Гия (водитель) сказал все будет хорошо! Не волнуйтесь! И вот мы на поляне, перед нами город в сумерках, шум реки… Мы быстро ставим палатки и готовим ужин. Тут выясняется, что 1 человек забыл про пенку, а спальник, который ему привезли, летний… А вокруг снежные вершины и ночь ожидается не летняя.. Решаем, что проведет ночь в машине, другого варианта нет.

Ужин шашлык, салат, сыр, домашнее вино, Мамино, так мы решили назвать марку продуктов от мамы Лауры, очень все вкусно) Марка, заслуживающая доверия! ))

Спокойной ночи! Теперь под звездами Сванетии, под присмотром горных вершин и сторожевых башен Местии, и шум горной реки…

14 сентября 2017г.

С Добрым Утром! Зарядка на фоне снежных вершин, под ногами нежная травка покрытая легкой изморозью (конечно, мы без обуви ) под лучами встающего из-за гор солнышка.

Утро ознаменовалось рядом событий: несколько человек поняли, что не рассчитали спальники и ночью замерзли, высота (мы были на высоте более 2000м) сыграла со здоровьем шутку (несколько человек стали плохо себя чувствовать), а завтрак украсила посадка легкого самолета ! оказывается мы спали около аэропорта Местии, и 2 раза в день тут летает самолет!

Стало понятно, что маршрут нужно переделывать, не все смогут продолжить… Сегодня решили по плану — акклиматизация в городе: канатная дорога в горы и краеведческий музей Сванетии. Обед у источника с минеральной водой, настоящей, из земли ) и умылись, и набрали с собой )) Боржоми в канистрах 🙂 Посетили музей Сванетии: новое, очень интересной архитектуры здание, интересное сочетание в композиции: ощущение, что взяли, что было и собрали в музей.. В нем и ценнейшие книги начала нашей эры, и коллекция монет разных лет… как сказала экскурсовод, собрали, что было, так как изучения истории края закончились с советским временем, да и в те времена не активно велись, и только сейчас есть видимый интерес в связи с развитием туризма в регионе (госпрограмма на европейские деньги).

Но время идет быстро, темнеет… а мы ну не могли уехать, не поднявшись в сванетскую башню. Внутри она небольшая: 5 этажей. Чем выше, тем более жилая. На одном из этажей обнаружили книгу учета 1825 года, с записями, небрежно лежащую на пыльном столике (как потом объяснила Лаура, это не древность для Грузии), а на последнем этаже (было немного страшно подниматься по шатким, старым лестницам, иногда просто приложенным к узким проходам на очередной этаж) обнаружили литой колокол! С датами 18… года! Живая история! Наверху мы по-настоящему почувствовали себя обитателями башни, но так и остался вопрос: для чего они созданы? Узкие, небольшие и практически в каждом дворе… Мнения разделились 🙂

К концу дня часть группы решила остаться в Местии на 1 день, а остальная часть поехали в гостевой дом в поселке около города, там можно и жить в комнатах, и поставить палатки. Приехав, мы увидели обычный дом семьи, с несколькими комнатами, большой гостиной. Разместившись, мы сели ужинать, хозяева сначала не сели с нами, а потом и нас угостили своим, и рассказали об истории дома, семьи, о непростых временах… Оказалось, это непростой дом непростых людей. В советские времена это был приют для альпинистов, поднимающихся в горы (раньше таких альпинистов было много, сейчас практически нет). Недавно показали фильм про эту семью, рассказали нам про стул, который стоит в углу комнаты-гостиной, на нем лежат шахматы, очки. Нам объяснили, что это место хозяина Дома, который был священник, умер и теперь ,чтобы никто не садился (прежде всего женщины), на стуле лежат вещи…

Семья пострадала в репрессиях 30-х годов, но память хранят трепетно! Показали нам семейные фото, поделились рассказами, планами.. Внешне обычная семья, но чувствуется гордость за свой род! Сейчас в семье остался 1 мужчина и он глава… С радостью выпили совместно чачи (от МаминО) и спать… Кто-то в комнаты, а мы с Маришей — в палатки! Под звезды! Прямо у подножья горы Ушба ! Удивительно!