Ноябрь 2015. Путешествие-экспедиция по Израилю.

06.11.15 Выезд из Питера.

Наконец, закончив все дела, с радостью устремляемся в аэропорт. За плечами рюкзаки и счастливые улыбки с собой 🙂

Вопреки опасениям, на границе нас спокойно пропустили достаточно быстро, только посмотрели маршрут и обратные билеты. И, наконец, мы на обетованной земле. Тель-Авив встречает нас дождем! Встречаемся с 2-мя участниками нашего путешествия из Н. Новгорода, ловим нашего гида, который очень отличается от остальных людей своей бородой и веселым с прищуром взглядом, в руках у него табличка «Свое дело» 🙂 и идем получать машину. При получении понимаем, что багаж просто не поместится в выбранном заранее варианте, на ходу меняем машину (джип) на минивен, повезло, что оказалась в наличии. За предварительное бронирование и замену ничего не взяли 🙂 , что порадовало и, так как мы прилетели в пятницу, то у всех короткий рабочий день и приходилось решать быстро. Но все очень приветливые! Наконец, под проливным дождем (как дома 🙂 ) отправляемся в путь! Нас ждет Эйлат! Темнеет быстро, и большую часть пути мы едем в темноте. На вопрос водителя (Николай из нашей команды) нашему гиду: «Мы правильно едем?» получаем ответ настоящего жителя Израиля: «А как вы думаете?».

Дороги очень хорошие! Дорожные службы очень хорошо работают, всюду знаки, которые делают путь очень комфортным. Около 22:00 прибываем  в Эйлат и заселяемся в кемпинг. Нас встречает охранник из Белоруссии и провожает на место; ставим палатки, душ и спать, все же еще утром мы были в Питере, а вечером уже спим под шум прибоя в Эйлате!

07.11.2015

С Добрым утром! Пробуждение было удивительным: палатки в окружении финиковых пальм, менее чем в 100м море, менее чем в 50м за нами горы! Все встали рано и пошли купаться. Большая часть побережья закрыта в качестве заповедника и, конечно, платного посещения, но рядом оказался обычный пляж и мы все купаемся в компании цветных рыб (рядом коралловый риф). После завтрака мы разделились на 2 части: 1 часть пошла в Эйлатские горы, а часть, поддавшись солнечному дню, теплому морю и душевной обстановке, решили остаться на отдых и купание. Ну а мы в горы 🙂 . Жарко, конечно, было очень… но горы, разного цвета и качества, Михаэль (наш гид) рассказал и историю этих мест, и историю Израиля, и израильтян. Это же настоящие Библейские места! Мы прониклись духом раннего Израиля, побывали на границе с Египтом, были у подножья горы Соломона и уже в сумерках вернулись в Эйлат. По традиции сняли усталость купанием в море, идем на ужин! Нас встретили наши довольные и немного уставшие от отдыха друзья 🙂 . Они рассказали о своих приключениях: в этих местах много кошек и, чтобы защитить продукты, мы их сложили в пакет и спрятали в палатку к Михаэлю, но кошки, не могли себя лишить радости питания и прогрызли дырку в палатке! Их поймали за выносом вкусностей, и самой первой пострадала конская колбаса (видимо, была самая вкусная 🙂 ). Была устроена целая охота, чтобы поймать воришек, но они оказались опытнее и залезли под помост и спокойно все съели… Опыт 🙂 . А мы, выпив израильского вина, обменялись впечатлениями дня и отправились спать! До завтра!

08.11.2015

С Добрым утром! Стало привычным солнышко  и купание 🙂 . В этот раз море удивило маленькими медузками, их не видно, настолько они маленькие, но укусы их достаточно ощутимы. Какие же они, когда большие?! Едем дальше. По дороге решили заехать в сам Эйлат и пройтись по магазинам:  рекомендовали купить косметику мертвого моря, здесь она самая недорогая. Купили продукты и, погуляв наскоро по улицам города, отправляемся дальше, наш путь на север! Заезжаем еще раз в Эйлатские горы и в который раз убеждаемся, что они опять другие! Большое количество каньонов, которые сделали очень обильные в дождь реки! Михаэль рассказал, что даже ложиться спать в этих местах нужно на возвышенностях , все может начаться очень внезапно… Места очень красивые! Дорога на север идет по настоящей саванне! Проезжаем кибутцы, они специализированные: кто-то занимается растениеводством, выращиванием финиковых пальм, кто-то инновациями, а кто-то получением солнечной энергии… По дороге мы решили заехать в один из них. Приехали уже по вечер, ворота закрыты… наш проводник говорит: все, не попали, у них все строго… Ну, а мы, конечно, едем, т.к. опыт, что «все возможно» уже есть 🙂 и конечно: как подъехали к воротам, выезжали местные и нас пропустили и объяснили, как выехать. Попав на территорию, прогуливаясь по парку из розовых, смородиновых, ягодных кустов, встречаем главного строителя-архитектора, который строил все интересные постройки кибутца и он нам проводит миниэкскурсию с рассказом о правилах жизни в их общине. Поразительный рассказ! Естественный кондиционер из водяного водопада внутри башни, которая построена в центре комплекса домов и то, что у них нет своих денег, не смотрят ТВ, но есть инет 🙂 . В общем, разговор был долгим и интересным, фото на память и дальше в горы! Наш путь в кратер! Темнеет рано, и уже в полной темноте подъезжаем в кемпингу (кратер — это большой заповедник и стоянки возможны только в спец местах) и… кемпинг занят огромным количество школьников! Оказывается, у них выезд по стране! Все места заняты! И тут  Михаэль нас приводит на стоянку в карьере! Никого вокруг, только отвесные стены, звезды над головой и площадка для палаток! Ужин, вино, пение под гитару, Михаэль исполнил и израильские песни, и наши… душевно и тепло… делимся уже традиционно под стакан израильского вина и струящиеся тосты Василия впечатлениями дня и спать! Доброй ночи!

09.11.2015

С Добрым утром! Обмен впечатлениями! Завтрак и дальше на осмотр кратера: стена аммонитов (древние моллюски), гора из застывших лавовых столбов, смотровая площадка, откуда виден весь кратер… Заехав по пути на винодельческую семейную ферму 🙂 , едем к древнему городу набатеев. Останки города расположены на склоне горы, есть фрески и некоторые строения сохранились достаточно неплохо, но наш осмотр прервал ливень… Мы, конечно, решили использовать это для обеда. На стоянке, оказывается, есть газовые плиты для возможности приготовления группам школьников, ну, и мы попробовали 🙂 . Школьники нас преследовали постоянно! Оказывается, в Израиле регулярно вывозят школьников в поездки по стране и ее достопримечательностям, чтобы они гордились и любили свою страну. И вот целые автобусы едут по дорогам, ребята ночуют в палатках, готовят сами под присмотром инструкторов… Здорово! Ну, а мы, сделав селфи с верблюдами с соседней фермы, отправляемся дальше. Ливень немного испугал, но, посмотрев «номера» в кемпинге рядом (домик из фанеры с 2-мя кроватями  и с запахом стоит, как наш номер в хорошем отеле), решили ехать дальше и по ситуации решать. На ночь мы встали в кратере на стоянке под 3-мя эвкалиптами. Вокруг пустыня, около небольшой речки — ручей  в окружении гор, стенки кратера… Дождь прошел стороной и над нами звезды! Опять стаканчик ароматного израильского (с фермы) вина, обмен впечатлениями, пение под гитару и спать, завтра новый день и новые планы 🙂 . Доброй ночи!

Кстати, для справки: кратер — это природное явление, когда вершина горы в результате промыва почвы под горой проваливается вниз и образуется некая чашка со стенами. Вот такие кратеры в Израиле.

10.11.2015

С  Добрым утром! На сегодня у нас был запланирован подъем на кратер и те, кто решился, встали с рассветом и в путь! Удивительно: когда солнышко, вставая, все освещает, то сразу все оживает на глазах! По пути собирали кусочки горного хрусталя 🙂 , сказали, что встречаются и аметистовые… не встретились, а горный хрусталь нашли 🙂 , настоящий, из кратера! Ну, а мы вернулись как раз к завтраку и все едем на Мертвое море! По дороге заехали посмотреть на остатки реликтовых окаменевших деревьев. Действительно, каменные деревья! И, думаю, там можно еще много смотреть, но у нас маршрут… Мертвое море… Соляные столбы, экскаватор в море роет грязь, которую потом нам продают в пачечках 🙂 , много химических заводов… Своя история и легенды… Мы, конечно, купаться. Интересные ощущения, когда ты лежишь и не можешь перевернуться: вода тебя держит, а резко нельзя, вода не самая полезная для питья и умывания. Вдоволь насмеявшись и належавшись, едем дальше на другой пляж, он уже хуже. Вот в чем плюс гида: он точно знает, как и где лучше! А мы вечером на запланированной стоянке под стенами Масады.

Опять много школьников, но мы нашли место в русле реки, которая сделала большие проходы в меловых породах, почти лабиринты! Нашли дрова, накрыли стол для ужина. Так мы и ужинали под стенами Масады, как когда-то римские легионеры при осаде у костра, и слушали рассказ Михаэля о том времени и о том, что здесь происходило … Удивительное чувство сопричастности к истории! Но пора спать! Доброй ночи!

11.11.2015

С Добрым утром! Вспоминаем переполох ночью: Василий со Славой решили поспать под звездами и сняли тент с палатки, ну, и ночью пошел небольшой дождик… Дождик небольшой, но бегали все активно 🙂 . А мы завтракаем и на «штурм» Масады. Решили пойти пешком, как когда-то поднимались жители, а так там есть лифт… Тяжело, учитывая что было утро, и не лето, но уже жарко! В самой крепости поразило как все было продумано, красиво и полезно! Все же Ирода хоть и ругают, но, как говорят, он многое сделал для Израиля полезного. Многое, как оказалось, про него и напридумали, наверное, так всегда и бывает с теми, кто пытается делать не как все. Но видно, что личность была непростая! И история самой крепости интересна… Михаэль рассказывал очень увлекательно! А т.к. он еще и историк, то знает не только рассказки, но и факты, и старается дать их по возможности без украшений. Очень интересно! Спускаемся вниз и, конечно, не можем не заехать на Мертвое море, очень хочется… Но здесь уже все по-другому… все занято парками, вход платный и недешевый. Но желание выше! И мы устремляемся напоследок вкусить купания в Мертвом море, как оказалось еще и с грязью 🙂 . Глядя на нас, и все остальные группы начали активно купаться и мазаться грязью 🙂 . Но пора… А мы уже въезжаем в зеленую зону, Монастырь Герасима, купание в Иордане под взгляды Иорданского пограничника и пение католических паломников, и вот мы на месте нашей следующей стоянки: берег озера Кеннерет, Галилейское море. Много кемпингов, но практически все закрыты, не сезон. Находим один, где кроме нас еще 2 палатки. Кемпинг прямо на пляже, берег практически в 10 м от нас. Ужинаем под плеск волн и под шепот звезд. Огни города Тверия (Тиберия) на другом берегу и завывание гиен,  которые стаями просто проносятся мимо. Как небрежно сказал Михаэль: «Так они же в горах, нечего бояться 🙂 ». Опять уже традиционный обмен впечатлениями и построение планов на завтра. Доброй ночи!

12.11.2015

С Добрым Утром! Утро началось уже по традиции с купания в удивительных водах древнего озера Киннерет, которое помнит Иисуса, и очень похоже на наш Байкал как по внешнему виду, так и по расположению. Сегодня мы посещаем евангельские места. Что заметно: практически все храмы современные, сделаны в стиле современной архитектуры, да, интересно и красиво, но ощущения сопричастности к истории не приходит. Что вспоминается: при посещении одного из таких мест Михаэль нам показал источники, которые сохранились со времен Иисуса, и мы, конечно, искупались 🙂 . Там был даже настоящий водопад! И на удивление людей мало, только, как понимаю, самостоятельные путешественники. Ну, а мы под улыбки всех окунулись с головой в искристый поток! Невероятное ощущение!!! Далее мы посетили оливковую семейную ферму. Ее особенность в том, что она работает без отходов (оказывается, при производстве оливкового масла самое дорогое и тяжелое – это отходы…), из остатков делают косметику 🙂 . Масло вкусное 🙂 . Дальше нас ждет очередная закупка в магазине, ставший уже привычным хумус, и свежие овощи, сыр и разное 🙂 … Закат мы провожаем на высокой горе, одной из Голанских высот: остатки военных окопов, пушек, сделан настоящий музей прошедшей недавно войны. Перед нами 3 государства: Израиль, Ливан, Сирия… Однако, уже сумерки, а нам нужно найти место под стоянку, выбрав из трех: заброшенная древняя деревня, разбитая мечеть и бывший лагерь сирийских офицеров. Мы выбрали лагерь, т.к. он на берегу сделанного из скалы озерца и родника. Михаэль в темноте, на пустынной дороге безошибочно определил, где и куда и вот мы на месте. Нужно сказать, что осенью в Израиле очень рано темнеет и поэтому световой день катастрофически мал, но зато есть время на вечерние посиделки и разговоры, что мы и делали 🙂 . А если еще и Израильское вино под красивые тосты Василия… В общем, ужин всегда был важной частью нашего путешествия. Остановились уже в темноте, вокруг лес, уже привычное пение шакалов 🙂 и журчание ручья. Доброй ночи!

13.11.2015

С Добрым утром! Утро началось с обмена впечатлениями 🙂 . Честно говоря, я впервые спала под активное пение шакалов, которые стаями проносились, как казалось, совсем рядом. А в 2 часа ночи началась канонада из Сирии… На рассвете Василий и Михаэль пошли на вышку, которая была неподалеку, а Вячеслав, решив отправиться за ними самостоятельно, заметил, что вокруг нас поля огороженные колючей проволокой с надписями «Осторожно, мины!». Когда же Михаэль повел нас показывать подбитый танк, который стоит около дороги, мы окончательно прониклись тем, что существует совсем другая жизнь, отличная от нашей, привычной, в общем сытой и благополучной… Ничто не сравнится с войной, это действительно страшно…Такое не забывается… Конечно, мы купались в родниковом озере, позавтракали и в путь! При посещении древнего города интересно, что, видимо, деревьев тогда было еще мало и жители даже балки перекрытия делали из длинных камней, все сделано из камня! Кстати, город пережил 2 крупных землетрясения, вот так. Проезжая мимо яблочного сада, не могли по сложившейся годами традиции не заехать и не попробовать купить продукты прямо из сада 🙂 . Михаэль настойчиво говорил, что это нельзя, что нам не только не дадут, но могут вызвать полицию.. В общем, пугал нас или себя, непонятно. А мы, выйдя из машины, нашли хозяина и поговорили о том, как устроена жизнь их кибутца, который занимается плодовыми деревьями, виноградарством и вином. Сергей для себя узнал как они борются с засухой, поделился своим опытом 🙂 и в итоге нам разрешили взять яблок столько, сколько нужно. Спасибо! На самом деле хочется отметить трудолюбие израильтян. Даже видно, что, когда они становятся хозяевами земли, она расцветает! Яблоки были очень вкусные! Даже Михаэль с собой забрал 🙂 . По дороге заехали в еще один кибутц со своим кинотеатром, который специализируется на съемках и показе фильмов про прошедшую войну. Очень интересно! А мы едем к одной из самых старых крепостей, которая стоит на скале, 600 года. По дороге проехали деревню друзов. Это одно из направлений мусульманства, они очень закрыты, на свои ритуалы никого не пускают и чужих не принимают в свои семьи. Обедали на скале, под стенами крепости 🙂 . Решили, что следующая стоянка будет опять на берегу озера Кеннерет, где по-тише . По дороге заезжаем, в кибутц, который делает вино из вулканических сортов винограда (бутылка стоит до 1500 долларов США). Перед нами пара из США купила на очень немаленькую сумму, ну а мы, конечно, попадаем на дегустацию 🙂 . Это становится уже традицией. Уже в темноте въезжаем в кемпинг, дорогу уже знаем. Ночное купание под звездами и огнями Тверии, а у нас «Экватор», воспоминания впечатлений дня и Доброй ночи!

14.11.2015

С Добрым утром! Купание в удивительном Киннерете! Сегодня у нас гора Фавор, известное место. Его взяли под свое влияние арабы и израильтяне чувствуют себя там не очень уютно. Однако, туристам рады все! Далее едем через поля Армагеддона, наша цель — берег Средиземного моря. И вот мы на месте, находим стоянку для авто и устремляемся к берегу моря, на это место, оказывается, приплывают гигантские черепахи, чтобы отложить яйца, но их не видно, только туристов много 🙂 . А мы купаемся (купались, кстати, только мы). Теперь уже все 4 моря нас видели или мы их. Обед в тени деревьев у реки. Вкусный суп и салатик! И дальше на юг, в сторону Иерусалима. Заезжаем в интересный монастырь, в котором решили объединить православие и католицизм. Служат по православным обычаям, но внешне во многом католическое, при монастыре лавка с изделиями монахинь. Поразила одна монахиня, уже в почтенном возрасте: когда в зал забежали дети из очередной экскурсии, маленькие и шумные, она с удивительно теплой, доброй улыбкой смотрела на них, и они без слов становились тише и с почтением осматривались. Ни одного замечания, только улыбка… Но на этом не оканчивается наш день: мы приехали к катакомбам — пещерам под землей — в которых прятались и жили иногда израильские революционеры. Оказывается, израильтяне всегда славились своим неукротимым нравом. И, конечно, мы — самая неугомонная часть нашей команды — полезли с Михаэлем в эти пещеры. Честно говоря, даже не знаю, как они там жили, залы небольшие, а переходы — только ползком и иногда совсем не прямые, а вывертами 🙂 . В общем, интересно и познавательно! И что интересно, в этих пещерах были голубятни, как говорят, для почты. На выходе уже ждали наши дорогие друзья! Ночевать в пещерах мы не решились, рядом оказалась отличная детская площадка с мягким покрытием и под высокими деревьями! И вот мы опять делимся впечатлениями дня под вкусный ужин. Это последняя «дикая» стоянка, завтра отель, цивилизация, долгожданный для некоторых душ 🙂 . А сегодня звезды над головой, уже далекое и ставшее привычным пение шакалов. Доброй ночи!

15.11.2015

С добрым утром! Быстро завтракаем, едем смотреть по дороге древний город, возраст которого минимум 1 тысяча лет до н.э. Опять большое количество катакомб (видимо, раньше спасались от жары в земле), достаточно глубоких, в них много голубятен разного размера, которые почему-то сохранились хорошо. Едем по красивой дороге! Проезжаем по многим евангельским местам, очень много паломников, туристов. Не могли не заехать на памятник жертвам второй мировой войны. Это целый комплекс, выполненный невероятно качественно, с душой! Без слез невозможно выйти! Что интересно: для начала вы входите в парк, где аллеи с памятными камнями с написанными на них именами тех, кто помогал выжить евреям даже под страхом собственной смерти. На камнях имена людей разной национальности, но они смогли сохранить в себе Человека! А мы же едем в Иерусалим. Чем нас встретил город: пробками и штрафом! Пока мы выгружались около отеля и поставили авто на обочину буквально на 20 мин, штраф уже был у нас… вот так работает. Машину сдали без проблем! Отель-хостел в самом центре Иерусалима, в старом доме. 3 этажа, но с лифтом. Скромно, но со всеми удобствами и важно, что все рядом. А мы, уже чистые, идем на прогулку по ночному городу! Обед в ресторанчике в переулке, прогулка по крышам ночного города, закрывающиеся лавки… Ощущение, что город как будто врос в землю и живет своей, совсем не зависимой от людей, жизнью… А люди — только временные гости. Что еще интересно, много маленьких церквей, которые находятся прямо в самом доме. Вы поднимаетесь в обычный подъезд дома и на этаже вдруг оказывается церковь, совсем не новая, а очень даже с историей… Ну, а мы, вдоволь нагулявшись, посидели на террасе отеля, послушали голоса города и до завтра! Спокойной ночи!

16.11.2015

С добрым утром! Завтрак на террасе, вкусно, сытно, радостно! Сегодня — по Иерусалиму, знакомство, так сказать, официальное 🙂 . Об этом городе многое написано и сказано, наверное, каждый находит в нем свое и неповторимое… Михаэль показал нам город  совсем не с традиционной стороны, без лишней патетики и религиозности. Мы увидели Иерусалим времен Иисуса и сегодняшнего дня, были и под самой Голгофой, даже с музыкальным сопровождением. Видели место, где содержались преступники того времени, даже со стороны удалось посмотреть на «Храм скалы». История, живая история, наполненная человеческими переживаниями разного качества, где руины прошлого украшены ярким современным отблеском, или блеском… Невероятные ощущения! Возвращались уже опять в темноте, около стен старого города, освещенного прожекторами. И вот стена плача… При всем нашем скептицизме это очень сильное место, где нет разницы в религиозном направлении, а есть общечеловеческие ценности… Успели перед закрытием попасть в Храм Гроба Господня, или, вернее, Воскресения Господня. Вернулись усталые, но довольные. А ночью мы пошли на ночную службу в Храм, которая по совпадению была в эту ночь… Доброй ночи! До завтра!

17.11.2015

С Добрым утром! Сегодня мы досматриваем старый город и по плану после обеда свободное время: кто по магазинам, кто в музей… Вечером собрались на вечерние посиделки, поделились по традиции впечатлениями. Наше путешествие было поистине невероятным! Благодаря нашему гиду- проводнику, невероятно интересному человеку, настоящему Еврею, любящему свою Родину, мы увидели Израиль таким, какой он есть. Мы попытались понять тех людей, которые там живут в состоянии постоянной внутренней и внешней войны, что стало для них уже привычным, невероятных тружеников! Мы увидели пустыни и горы, купались в 4-х морях, в мертвой и живой воде… Мы окунулись в совсем другую, отличную от нашей, жизнь.

Искреннее и сердечное спасибо нашему проводнику Михаэлю Эзеру!

18.11.2015

Домой! В аэропорт приехали заранее. Как и предупреждали, нас ждали очереди на проход на регистрацию. Ответили на все вопросы, расспрашивали с пристрастием и внимательно, но очень уважительно. На регистрации моя сумка, внутри которой была плита и сверху привязанные тур.палки, вызвала вопросы. Просветили, заставили открыть и показать что в ней… Оказалось, их смутила плита.

Диалог:

— Это что?

— Плита.

— Зачем?

— Мы туристы.

— А зачем плита?

— Ну, мы же с палатками путешествуем.

Непонимание полное 🙂

Когда вызвали помощника, говорящего на русском языке, он, увидев нас, сразу объяснил: «Это же туристы из России, они всегда так путешествуют». Вот так нас и пропустили 🙂 . Наверное, в современных условиях это и хорошо, безопасность тоже важна.

И вот мы, счастливые, вернулись!

Мир удивителен! И самое важное, что стало понятно из поездки, как важно ценить мирное небо над головой! И надежных друзей рядом!

Спасибо всем, кто был в нашей команде ПутеШествий!